main page галоўная старонка
цалкам тэхнічны вадаём

ПЕДАГОГИКА

Проблема цели, задач и содержания образования и воспитания в педагогике.

4 основные позиции на цели образования:
- формирование просвещенного ума (Enlighted Mind Approach) выступают за школу академического рационализма: классическая + прагматическая модель образования (Франция, Германия, Беларусь, Россия)
- воспитание активного гражданина (Productive Citizenship) Школа социальной эффективности (Китай, Бельгия, Нидерланды)
- обеспечить воспитание самореализованной личности, личностно-ориентированное обучение, развивающее ядро и прагматизм (США)
- to get reconstructed society, reconstruction (в тоталитарных странах - Иран, Ирак)

Почему школы мира идут к школе будущего разными путями? Потому, что разные политические и образовательные ситуации. США начало 60х годов 20в. - начало реформ (и во многих странах), в реформах разочаровывались, не заканчивали их, т.к. время бежит. 1957г. искусственный спутник в СССР, в США - шок! Почему не они? Почему СССР и ещё в послевоенное в время? Школа в СССР была сильнее, а следовательно и уровень науки выше. 60е годы - в Японии развитие техники. США по образцу СССР и Японии проводит реформы:

1) Все реформы направлены на совершенствование преподавания отдельных дисциплин (нет целостного характера).
2) Реформы были без участия учителей.
3) Ни одна реформа не обеспечивалась методическими рекомендациями.
4) Реформа не была обеспечена учебниками.
5) Не проводилась разъяснительная работа среди учителей.
6) Большая часть реформ была адресована средним ученикам.
7) Отсутствие анализа предыдущих реформ.

В начале 90х была разработана долгосрочная реформа - Проект 2061 (т.к. комета Галлея приблизится)

Inquiry, Designing, Prospective, Insight - школа развивающего типа через либерализованную систему образованию.

contents    database

Современные тенденции развития образования в мире. Характеристика зарубежных образовательных систем (на примере отдельной страны).

Актуальные проблемы современной педагогики
Все основные педагогические поиски, направленные на решение проблемы образования 21в. можно сформулировать в 3 группы:
1. Тенденции (развития) к образованию в мире на грани столетий:
- образовательные ценности современных цивилизаций (новые образовательные ценности мы не изобретём)
- анализ процесса реформирования образования
- поиски моделей школы 21 века
2. Инновационные модели обучения. Их возможности и эффективность.
- педагогические ориентации в обучении
- дидактические концепции в обучении (поисковая ориентация; исследовательский подход в обучении; обучение как игра)
3. Оптимальное построение учебного процесса:
- сравнительный анализ цели и содержания обучения
- взаимодействие учителя и ученика
В настоящее время развитие школы происходит в новых условиях:
1. Глобальная взаимозависимость стран мира
2. Полифония мировой культуры (созвучие множества культур, которое выражается через возрождение языков и искусств)
Следовательно, перед сравнительной педагогикой стоят такие задачи:
1. разные идеологии, концепции а невозможность сравнения систем
2. разная терминология
3. разница в менталитетах (традиционно)
Три функции сравнительной педагогики (которые реализуются)
- описательная
- объяснительная
- прогнозирующая
Процесс приобретения знаний (2я половина XXв) начал занимать значительную и постоянно возрастающую долю жизни человека (особенно специалиста)
Причины:
- стремительное усложнение всех аспектов профессиональной деятельности
- острая потребность в овладении большим и разноплановым объёмом знаний (информатика, психология, экономика, иностранные языки) + парадокс: жизни может не хватить, т.к. ограничены возможности мозга.
Ещё одна причина в том, что возможности мозга воспринимать информацию ограничены => Недостаточная производительность учебного труда => парадокс: сегодня человек знает о мире всё больше, но абсолютные знания о мире всё меньше.
Выход из положения:
1. передавать знания в "снятом виде" (не надо тратить время на приобретение элементарного знания; таблица умножения - не надо)
2. осуществить интенсификацию образования (увеличение времени образования), предполагает устранение нерациональных затрат и непродуктивных потерь времени в процессе обучения; установление такого режима обучения, при котором на 1цу времени затраченных интеллектуальных усилий обучаемый получает максимально возможный объём высококачественных знаний.

Ретроспективный обзор основных моделей:
5 основных подходов к образованию.
1) Классическая: суть - передача подрастающему поколению основных ценностей
2) Прагматическая: формирование основных базовых умений и знаний
3) Развивающая: обеспечить развитие образовательных умений
4) Либеральная: последовательный комплексный учёт потребностей и запросов ребёнка
5) Социально-ориентированная: подготовка подрастающего поколения к жизни в обществе и решению проблем.
В своей совокупности эти 5 подходов составляют современные образовательные ценности.
Каждый из подходов предполагает резко отличающиеся подходы, модели школ и т.п. В рамках каждого подхода могут быть свои модели, большое количество реальных моделей воплощения, т.к. при создании школы всегда приходится решать вопросы:

Страны мира ориентируются на развивающую школу, при этом моделируют пути перехода к ней, на основе анализа образовательной ситуации в них.
7-8 основных положений, которые доминируют во всех школах мира.
1) большое число реформ
2) признание кризиса в образовании (они были и раньше, но нынешние отличаются; если раньше хотели преодолеть проблемы в воспитании и образовании, то теперь кризис является своеобразным отражением тотального общего для цивилизации кризиса)
3) мир признаёт, что для того чтобы выжить, человечеству надо измениться, особенно молодому поколению. Для современной школы характерно то, что знания в школе адресуются к рассудочному началу, а не к духовности ребёнка.
4) Учебные и воспитательные предметы в школе не взаимосвязаны, отсюда разрыв между утилитарным и нравственным знаниями.
5) Отсутствие положительной мотивации учения приводит к отчуждению детей от школы.
6) Незаинтересованное, равнодушное, часто негативное отношение к учению порождает нежелание учится, т.о. нетрудоспособные члены общества формируются уже в школе.
7) Учение не связано с внутренней жизнью ребёнка, с его желаниями и потребностями. Ему не важно то, что ему предлагают в школе.
8) Недостаточно условий для проявления потенциальных богатств личности ребёнка.

Япония
Структура:
- 6 лет - начальная школа (бесплатное, обязательное, без экзаменов)
- 3 года - 1я ступень школы (неполная школа)
после 1й ступени можно поступать в младшие колледжи, центры профессионального обучения, специальные профессиональные школы.
- 3 года полная школа (платная, экзамены
- 4 ВУЗ
Особенности: дифференциация учебных заведений на
- государственные
- местные
- частные
дошкольное обучение 3-5 лет, платное, их задача:
развить индивидуальность и подготовить ребёнка к школе

2 вида образования:
- профессиональное
- общеобразовательное (с последующим поступлением в ВУЗ)
ВУЗ: университеты (4 года) и колледжи

Последипломное:
- курсы
- центры повышения квалификации
- "джину" - частные репетиторские школы, "азюку" - частные курсы

contents    database

Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе.

Диагностика - общий способ получения опережающей информации о некоем изучаемом объекте или процессе. Протекание, выявление всех обстоятельств протекания учебного процесса и точное выявление его результатов. Педагогическая диагностика - получение педагогических характеристик из материала, полученного особым способом, который на выявление личностных характеристик. Сущность ПД - изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе, на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Основные объекты ПД:
- учащиеся (мотивация, обученность а актуальный уровень владения ЗУН, воспитанность, обучаемость а способность к усвоению ЗУН, воспитуемость)
- коллектив
- мастерство учителя (личные качества, профессиональная культура, стили)
- педагогический коллектив
- семья
- образовательно-воспитательные учреждения
- микросфера пребывания школьника

3 этапа:
- изучение
- анализ
- прогноз

Процедура:
- сбор информации
- сравнение с предыдущими результатами
- собственно анализ
- объяснения
- доведение до сведений остальных (соблюдение правил психологической информации)
- проверка воздействия прогнозирования

Функции:
- информативная
- оценочная (даёт представление о результативности ср-в)
- корректирующая
- прогностическая
- развивающая

Виды:
- начальная
- текущая
- обобщающая

contents    database

галоўная старонка   балотны чат   гасьцёўня
©2001 - 2003 Nasza Balota
Сайт управляется системой uCoz